Советы врачей от Анапа-Океан

Нарушения развития речи у детей

Процесс формирования речи ребенка в раннем возрасте является одним из ключевых показателей развития малыша в целом. Известно, что нормой развития считается адекватное и в соответствии с возрастом восприятие родного языка, умение его правильно воспроизводить. Всем понятен тот факт, что речь – это наивысшая психическая функция головного мозга человека, источник информации и способ ее передачи. А потому любые несоответствия развития речи возрасту принимаются как сигнал к наличию проблем или патологий в развитии мозга ребенка.

Условия и этапы полноценного развития речи


Для того, чтобы речь ребенка развивалась своевременно и функционально, необходимо создавать определенные положительные к этому успеху условия, а также учитывать следующие моменты:
развитие головного мозг малыша, а именно его коры, должно достичь необходимого состояния зрелости;
должно произойти полное сформирование артикуляционного аппарата ребенка;
не должно быть проблем со слухом, даже незначительных.

Речь ребенка имеет тенденцию развиваться скачкообразно. В нормальных фазах развития наблюдаются следующие этапы:
1-2 месяц от рождения - ребенок активно гукает;
2-3 месяц - появляются гулькающие звуки;
4-5 месяц – звуки становятся более плавными, напевными, протяжными, постепенно добавляются дополнительные звуки;
6-9 месяц – начинается активная проба произносить слоги;
9-11 месяц - появляются первые короткие слова, желание копировать речь взрослых, сопровождая свою активную, но еще невнятную речь мимикой и жестами;
11-13 месяц - появляется более четкая осмысленность понимания некоторых пяти - десяти слов;
До 2-х лет – идет процесс формирования речи ребенка при помощи озвучивания простых предложение, словарный запас пополняется в 10 раз.
2 - 2,5 года – идет построение первых сложных предложений, словарный запас увеличивается в среднем до 500 слов;
В 3 года ребенок уже должен производить небольшие, но связные рассказы, используя законченные предложения. В этот период в идеале словарный запас должен составлять не менее полутора тысяч слов и продолжать активно пополняться.

Родители должны четко понимать, что темп развития речи ребенка – это процесс сугубо индивидуальный, и естественным считаются некоторое однократные отставания или опережения в развитии. Естественно замечательно, если у ребенка в развитии речи тенденция к опережению, но надо бить тревогу, если процессы отставания в развитии речи имеют постоянную форму. Это сигнал к немедленному обращению к детскому специалисту для консультации и исключения тяжелых диагнозов в развитии мозга малыша. Чем раньше начать работу с проблемой, тем больше шансов устранить ее в кратчайшие сроки, учитывая, что в раннем детском возрасте это происходит гораздо быстрее, чем в более взрослом.

Причины детских нарушений речи


Нарушения в развитии речи у малыша могут происходить по многим причинам. Но в целом они делятся на две категории:

I категория – органические нарушения

Это связано с проблемами в периферических отделах мозга и нарушением работы ЦНС:
нарушения, возникшие в процессе беременности матери в результате гипоксии, перенесенных вирусов, травм (ушибы живота), недоношенность срока, прием лекарственных препаратов, алкоголя, табакокурения, наркотиков, влияние плохой экологии и пр.;
наследственные оториноларингологические формы болезней (глухота, нарушение речи);
заболевание ребенком в первый год жизни инфекциями, дающими впоследствии осложнения на речевой аппарат и ЦНС.

II категория – функциональные нарушения

К ним относятся следующие проблемные моменты:
плохие для полноценного развития ребенка условия жизни;
неблагоприятное речевое окружение, изоляция от общения с другими людьми, что не пополняет его словарный запас и не формирует желание повторять за другими;
слабое соматическое состояние малыша;
стрессы, приводящие к психологическому травмированию ребенка;
тесный и постоянный речевой контакт с людьми, имеющими неполноценную речь.

Виды нарушений детской речи


В медицине насчитывается большое количество форм отклонения речи, которые тоже имеют распределение на более общие и узкие направления нарушений. Самыми распространенными считаются:
Афазия – абсолютное отсутствие речи в следствии нестыковки всех речевых компонентов на уровне подкорки головного мозга.
Алалия – полное или выборочное отсутствие речи, но при этом слух ребенка здоров. Причиной является патология речевых участков головного мозга. Алалия бывает двух видов:
· моторная – слышит, понимает, но не может воспроизводить речь в силу нарушения артикуляции;
· сенсорная – слышит все звуки и речь, но не понимает, что говорят, не разделяет слова и просто звуки.
Дизартрия – полное отсутствие связной речи, неспособность к иннервации речевого аппарата (отсутствие связи с ЦНС). Наблюдается невнятная речь, звуки, голом обычно слабый, темп и плавность речи отсутствуют, дыхание нарушено. Также наблюдается затрудненность в полноценном жевании пищи, что заставляет взрослых переводить ребенка на мягкую форму питания, а это также приводит к ослаблению и недоразвитости артикуляции, потери речи.
Дислалия – частичное нарушение звуковоспроизведения. Считается самым распространенным видом нарушения у детей, иногда принимается за норму речи на раннем возрастном этапе развития. Дислалия имеет подгруппы:
Ротацизм - нарушение в произношении звука «р», «рь»;
Ламбдацизм – нарушение в воспроизведении звуков «л», «ль»;
Тетизм - проблема в произношении «т» и «д»;
Сигмаизм – неправильное воспроизведение свистящих и шипящих звуков.
Заикание – проблемы темпа речи в результате спазм или судорог в отделах речевого аппарата;
Ринолалия – фоновое искажение, дисфункция в тембре голоса и произношении, что приводит к искажению всех звуков;
Брадилалия – патология речи, выраженная в чрезмерной медлительности звукового воспроизведения;
Тахилалия – патология, связанная с чрезмерным ускорением темпа речи;

Все речевые дисфункции имеют личные особенности, причины и способы лечения и коррекции. В некоторых случаях исправить ситуации возможно только в раннем возрасте, в других только по достижению ребенком 5-летнего возраста. У большинства здоровы детей речь самостоятельно приходит в абсолютную норму самое позднее к 5 годам, что говорит о полноценности фонематического слуха ребенка. Но если к этому возрасту речь ребенка имеет нарушения, то надо незамедлительно обращаться к специалисту и решать проблему. Поставить точный диагноз, выявить причину недуга, его глубину может только специалист.
Забота о детях