Советы врачей от Анапа-Океан

Надо ли воспитывать детей

«Лучший способ воспитать хороших детей

— это сделать их счастливыми".

(О. Уайльд)


Отношения «отцов и детей» всегда и во все времена существовали и имели особое значение в обществе. И в разные времена истории человечества это проходило по-разному, имело свой социальный характер. Как относились взрослые к детям, какое место это занимало в жизни людей, какие требования предъявлялись к детям со стороны родителей, что вкладывалось в воспитание? И вообще, насколько взрослые задумывались о том, какое влияние имело на ребенка общество, что он чувствовал при этом?

Эволюционные этапы в воспитании


Историк и психолог Ллойд Демоз, один из основоположников психоистории, отметил в своих анализах исторических вех в воспитании взрослыми своих детей тот факт, что сближение к пониманию и равенству как личностей между поколениями проходило очень постепенно. Его теория сближения имеет 6 поэтапных периодов:

I. Античность до IV века н.э. — период детоубийства. Родители распоряжались своим ребенком на самое усмотрение и настроение, вплоть до убийства собственного чада. Ребенок считался исключительно собственностью своих родителей, и, следовательно, агрессивные и жестокие поступки в адрес ребенка не преследовались обществом. Точнее, это могло иметь осуждение, но не считалось противозаконным и противоречащим морали общества.

II. IV—XIII вв.ека н.э. — период оставления. Родители не занимались воспитанием своих детей, не были привязаны обязательствами в их адрес. Ребенок с самого рождения передавался на попечение кормилице, после чего он определялся либо в монастырь, либо на воспитание в какую-либо семью, где его обучали ремеслу и в процессе этого эксплуатировали работой.

III. XIV — XVII века — период амбивалентности. Начало происходить кровное сближение взрослого и ребенка, включение эмоциональной составляющей отношений. Начался период воспитания ребенка своими родителями, но и тут ребенок еще не считался личностью со своими желаниями и целями. Подрастающее поколение было для родителей как мягкая глина, из которой можно слепить что угодно.

IV. XVIII век — период навязывания и эмпатии. Это по сути был рывок в педагогике. Началось исследование детской психологии, его образа мышления, внутреннего состояния и психики, эмоций, предрасположенностей, желаний и целей. К ребенку стали относится бережнее, воздействовать уговорами, толерантностью и вниманием к его желаниям. Закончился период жестокости в отношении детей.

V. XIX — середина ХХ века — период социализации. В воспитании подрастающего поколения стал участвовать отец. Ребенка начинают адаптировать и приучать к нормам социума.

VI. C середины ХХ века — период помощи. Воспитанием занимаются оба родителя и социум. Учитывается тот факт, что ребенок может сам хорошо понимать свои желания и потребности. Теперь дисциплине и обезличивании маленького человека не придается столь пристальное значение. Жестокость в отношении детей преследуется законом и всячески порицается обществом, нормой считается проявление большего внимания к ребенку. Считается, что все затраты родителей на воспитание (временные, материальные, эмоциональные и душевные), формируют будущего взрослого человека и напрямую влияют на его черты характера. На данном этапе есть своя ущербность: возникает вероятность того, что ребенок будет слишком опекаем взрослыми, что приведет к развитию в нем манипуляционных потребностей, желания и подчинять себе всё и всех вокруг. Это приводит к образованию новой проблемы — детоцентризма.

Так где же та золотая середина в воспитании подрастающего поколения? Как помочь ребенку вырастив адекватного, здорового и счастливого человека и при этом самим чувствовать себя счастливыми, ощущать его заботу?

О перекосах и перегибах в воспитании


— Сёма, немедленно иди домой!
— Мама, я что, — замерз?
— Нет, ты хочешь кушать!

Первые отношения у ребенка начинаются с матерью. И тут очень важно, насколько мать разумно подходит к удовлетворению потребности младенца, чтобы физиологические желания малыша удовлетворялись вовремя. Но не стоит забегать вперед и предугадывать чего же он хочет, а тем более навязывать ему это. Тут правильно сформировать понимание у ребенка, что он не является центром Вселенной, но в то же время и не чувствовал себя ущемленным в физических и эмоциональных потребностях. Спокойная, внимательная, теплая обстановка в семье, эмоциональное участие в жизни ребенка — главная база его правильного и позитивного отношения к миру. Это делается самыми простыми вещами: объятия, добрые слова, беседы, осуждения его проблем и желаний и пр.

Но чаще всего взрослые не думают о том, что их поведение напрямую влияет на воспитание будущей взрослой личности. Порой не допускается мысль о том, что ребенок и взрослый, на самом деле, равноправны. Явные перекосы в воспитании сильно отражаются на характере будущей личности. Это как гусеница, из которой потом получается прекрасная бабочка! Но если гусеницу каким-либо образом повредить — это непременно отразиться на красоте или полноценности будущей бабочки. Ребенок — это будущий взрослый человек, который формирует современное общество.

Желание родителей изменить характер ребенка насильственно, сделать его лучше, чем он есть, на самом деле влечет лишь к одному — образованию психических заболеваний, стремлению ребенка найти иные и порой дерзкие пути выразить тот факт, что он личность. И приводит это к тургеневщине — проблеме отцов и детей, кризису межличностных связей поколений. Если внимательно слушать и слышать ребенка, считаться с его мнением и потребностями, то не возникает противоречий и, следовательно, психика в порядке и нет образования болезней, имеющих психосоматические причины.

Человеку природой дан дар, которым не владеют животные — это речь! Но почему же взрослые порой не пользуются этим своим инструментом, чтобы правильно воздействовать на свое растущее поколение? При чем не в качестве осуждения, порицания, кары и запретов, а как способ разъяснить, наладить взаимопонимание, проявить свое уважение и любовь. Чаще всего кризис в отношениях образуется из-за недосказанности, которые приводят к искажению понимания ситуации и отношений. Обсуждая с ребенком многие вопросы спокойно, выражая ему свои чувства и ощущения от его поступков, озвучивая ему свои желания и цели — этим самым Вы учитесь сами его слушать и учите ребенка слышать Вас, демонстрируете те качества, которые ребенок начинает уважать Вас, учится расставлять собственные приоритеты в жизни с учетом потребностей семьи и общества в целом, что является абсолютной нормой.

Агрессивное поведение ребенка — тоже признак недоговорённостей. И, конечно же, главным инструментом устранения таких ситуаций является слово — надо разговаривать с детьми, находить правильные спокойные слова, не переходя на личности и давление. Родитель должен участвовать в беседах с ребенком по тем темам и вопросам, которые для него актуальны либо вызывают затруднения в обществе. И никогда не стоит ждать от своего чада, что оно неукоснительно станет действовать и поступать как ему посоветовал взрослый. Детьми наши советы воспринимаются как мнение человека из другого поколения, но тем не менее это дает ребенку возможность посмотреть на ситуацию спокойно, с другой стороны. Это вырабатывает в ребенке способность самому делать выводы, принимать решения и потом нести за них ответственность. Просите у ребенка обратную связь после таких бесед. «Что случилось, что ты ищешь? Давай подумаем вместе, может вместе мы быстрее найдем выход? И, когда найдешь и сделаешь, расскажи мне, как у тебя это получилось, мне интересно!» Проявление интереса и участия к жизни ребенка — инструмент помощи взрослого помочь избежать ребенком рисков и неприятностей, а, следовательно, и болезней.

И самое главное, о чем всегда должны помнить родители, занимаясь его воспитанием — это то, что ребенок растет и устремлен к тому, чтобы быть самим собой, быть полноценной личностью со своими желаниями, которая может сама реализовывать свои идеи, мечты и потребности.
Забота о детях