Советы врачей от Анапа-Океан

Развитие психики в дошкольный период

Дошкольный возраст — важный период развития интеллектуального и эмоционального состояния ребенка. В это время он начинает очень активно познавать мир, формировать отношения со взрослыми и сверстниками, приобретать новые практические и творческие навыки. Почти все дети дошкольного возраста заинтересованы в приобретении самостоятельности, но зачастую не знают, как ее достичь.

Игра — основной способ познавания и обучения во время дошкольного периода. В этом возрасте приходит понимание принципа работы взрослых отношений и желаний попробовать их самим, но, конечно, это невозможно. Решением этого противоречия становится ролевая игра (например, «дочки-матери» или «война»), которая позволяет разыгрывать, т. е. в каком-то смысле репетировать ситуации взрослой жизни.

Роль подобных игр в жизни ребенка чрезвычайно высока. Через нее происходит развитие многих психических процессов человека, речи, понимания эмоциональных связей и отношений, а также в целом познание мира. Формат игры развивается с взрослением ребенка и, как правило, проходит через следующие разновидности:
Режиссерская игра (3−4 года).
Ребенок принимает на себя абсолютно все роли, разыгрывая воображаемые сценарии при помощи кукол и игрушек, наделяя их отличительными чертами характера и придумывая им отношения. По сути ребенок рассказывает историю сам себе.
Образно-ролевая игра (4−5 лет).
Промежуточный этап между режиссерской игрой и сюжетно-ролевой игрой. В этой игре ребенок включает в сюжет игры самого себя. Это проявляется в таких играх, как «больница», где ребенок берет на себя роль врача, или «чаепитие», где его ролью становится роль хозяйки дома.
Сюжетно-ролевая игра (5−6 лет).
В эту игру объединяются несколько детей, распределяя между собой вполне конкретные роли, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками. Например, «дочки-матери», где одни дети отыгрывают роли родителей, а другие роли детей.
Игры по правилам (6−7 лет).
Эта игра усложняется распределением на команды, а также иногда возможностью «выиграть» игру. Такие игры часто становятся непрерывными, то есть каждый новый день продолжает сюжетную линию предыдущего дня.

Таким образом, по нарастающей, дети учатся полноценно функционировать в обществе, следовать установленным правилам игры. Ребенок относится к своим сверстникам как к субъектам, прислушиваясь к их мнению, потому что, если он будет выходить за рамки договоренных правил, другие дети не захотят больше с ним играть. Таким образом, в спорах и конфликтах, дети учатся социальному взаимодействию. Также в играх развивается взаимосвязь потребностей и мотивации, т. е. у ребенка начинают формироваться вполне конкретные желания, к осуществлению которых он постарается прийти, используя правила игры в своих целях. Эти игры помогают развить память, речь и воображение.

Психические функции в дошкольном возрасте

Речь — один из сложных процессов, развитие которых полностью завершается в дошкольном возрасте. К началу первого класса дети усваивают грамматику языка, учатся правильно доносить свои мысли. Конечно, словарный запас продолжает обогащаться всю жизнь, но к семи годам человек уже должен быть способен выразить себя через речь без особых усилий. Если к пяти годам ребенок до сих пор не владеет в полной мере звуками речи, то следует незамедлительно обратиться к специалисту.

К концу дошкольного возраста формируется аналитическое восприятие действительности ребенком, т. е. осмысление реальности через наблюдение, поиск связей и анализ информации, а не на основании эмоций. Из такого восприятия зарождается логическое мышление, замещающее образы в сознании ребенка словами и понятиями. К 6 годам должна появиться способность обобщать объекты по общему признаку, а также соотносить внешний вид предмета с его функцией.

Память наиболее эффективна в этот период взросления человека. Ребенок способен впитывать информацию и, что интересно, целиком ее усваивать, при условии, что она подается в понятной форме. Это наилучшее время для приобретения новых навыков. Переход от непроизвольной памяти к формированию произвольной происходит примерно в 4−6 лет. Зачастую самые первые детские воспоминания откладываются в нашем сознании в 3 года.

Во время дошкольного периода происходит первоначальное зарождение личности человека, в связи с чем очень важно внимательно относиться к воспитанию и складу характера своего ребенка в это время. Это тот момент, когда еще не поздно помочь ребенку скорректировать свое поведение, направить его энергию в нужное русло.

Дошкольный возраст связан с формированием такой составляющей эмоционального спектра, как «эмпатия», т. е. способности к состраданию и сопереживанию. В целом эмоциональный фон у детей этого возраста весьма стабилен.

Происходит образование мотивационной сферы. Человек начинает осознавать свои более сложные желания, а также видеть пути их достижения. Управлять поведением ребенка может честолюбие, стремление к успеху, но одновременно с этим формируется и понятие моральных норм.

К завершению дошкольного возраста полностью происходит становление эго, т. е. собственного я ребенка, появляется осознание своей личности и ее места в окружающем мире. В связи с этим начинает зарождаться самооценка. Ребенок начинает сравнивать себя и свои успехи со сверстниками или близкими родственниками (братьями\сестрами). Важно отметить, что с формированием эго происходит и половая идентификация. Ребенок начинает четко осознавать свой пол, а также пол окружающих его людей, начинает вести себя в соответствии с принятыми стилями поведения.

Подведем итоги. Среди основных новообразований в психике ребенка: самосознание, мотивационно-потребностная система, развитие логического мышления. Родителям необходимо понимать насколько окружение ребенка в этом возрасте может оказать эффект на его дальнейшее интеллектуальное и психологическое развитие. Огромный процент проблем, впрочем, как и успехов, человека можно отследить к событиям дошкольных лет.
Забота о детях Психотерапия